ЖКХ Пензенской области: проблемы с переплатой со стороны потребителей

Всему виной недобросовестные УК, которые намеренно начисляли суммы за потребленные КР. Жители этой области переплатили около 30 млрд рублей. Неутешительным остается тот факт, что УК очень редко «ошибаются» не в свою пользу, чаще всего бывает именно наоборот. Потребителям остается только более внимательно подходить к выбору УК, а также внимательнее изучать содержимое платежных документов.

Откуда взялись такие цифры?

ЖКХ Пензенской области имеют специфическую проблему. Тут нет большого долга по коммуналке, скорее наоборот – отмечается переплата, общая сумма которой достигла уже 30 млрд рублей. Другое дело, что эта переплата идет в карман недобросовестных УК. Например, в доме N 21, который расположен на проспекте Строителей, общее число квартир достигает 300 квартир. Жильцы исправно платят по обязательным взносам, а собранной суммы хватило бы на проведение ремонта, благоустройства территории или на другие полезные нужды.

Но как уже понятно, ничего из перечисленного сделано не было. Внимательные жильцы заметили, что излишне начисленные средства, которые приходятся на одну квитанцию, составляет 720 рублей. Непонятно, откуда берется такая сумма. Непонятно почему потребителям приходят такие высокие счета за коммуналку. Ведь тариф не менялся. Из-за того, что в доме в основном проживают пенсионеры, они не так внимательно изучают платежные документы, но все же нашлись те, кто заметил несанкционированное увеличение.

Недовольные люди стали подходить к представителям УК, разбираться, в чем собственно дело. Например, почему плата за электричество, направляемое на ОИ, увеличилась, хотя кроме одной лампочки, в подъезде больше нет источников света. По итогам обращения, а его принимала  Госжилстройтехинспекция, выяснилось, что УК почему-то решила прибавить подвалы и чердаки к ОИ, хотя по факту этими помещениями никто не пользовался. Свет там не использовался, но самое главное — эти объекты отсутствовали в техническом паспорте на дом. Конфликт закончился благополучно, и УК добровольно вернула деньги после получения предписания.

Увеличение количества обращений

Квитанции за ЖКУ  с непомерно высокими цифрами стали появляться все чаще, соответственно, число обращений в инспекцию стало увеличиваться. Большинство ошибок связано с расчетом платы за электроэнергию, направляемой на ОИ. Некоторые компании не смогли подтвердить наличие того или иного объекта в техпаспорте дома, за которых происходило начисление. Также превышение допустимой платы происходило по причине использования необоснованно завышенного тарифа, тогда как фактическое потребление было ниже. За подобное нарушение можно обращаться в прокуратуру, так как это будет считаться нарушением порядка ценообразования.

В редких случаях УК может случайно допустить ошибку при формировании платежного документа. Чтобы этого не случалось, имеет смысл использовать инструмент для работы с ГИС ЖКХ. Мы рекомендуем использовать современную систему ЖКХ «Всеведа», которая помогает корректно вести расчеты ЖКУ, выгружать данные в ГИС ЖКХ, что поможет сэкономить финансовые и трудовые ресурсы для ТСЖ, УК и РСО.

Граждане одинаково часто обращаются в прокуратуру, как по делам начисления за ЖКУ, так и если содержание общего имущества происходило с нарушением. Так как законодательство в этой области очень часть корректируется, то УК пользуются этим, трактуя правила на свое усмотрение. Лишь малая часть УК ошибается ненамеренно.

Повышение платы за ОИ в одностороннем порядке

Примерно 500 МКД стали получать платежки с более высокими суммами за ОИ, причем, повышение выполнялось в одностороннем порядке. Виновниками были именно частные УК, а не ТСЖ. Такие вопросы, как повышение платы за содержание ОИ,  могут решаться только в порядке ОСС. Жильцы сами могут решить больше тратить на уборку подъезда или на ремонт. Узнать о повышении уже после получения квитанции жильцы конечно могут, но это является нарушением лицензионных требований УК.

УК может ссылаться на отдельные положения ДУ, в частности, там может присутствовать пункт об индексации, которая должна происходить каждый год. Эта индексация может зависеть от уровня инфляции или от других факторов. Представитель УК может объяснять повышение тем, что вокруг все дорожает, соответственно, КУ также должны повышаться в цене. ЖК РФ противоречит этому, так как там четко сказано – делать это можно только на ОСС. УК может ссылаться на то, что раз договор был утвержден со всеми его пунктами, значит, его и нужно исполнять. То есть, каждый раз проводить ОСС не требуется.

Арбитражный суд вынес вердикт в пользу именно потребителей, так как повышение цены прямо противоречит ЖК РФ. Указанный пункт договора, с юридической точки зрения, является ничтожным. Он нарушает законные права потребителей. Никаких других процедур, кроме того, что повышение платы за ОИ может быть выполнено только после проведения ОСС, в законодательстве не предусмотрено. Это значит, что жильцы могут смело обращаться в уполномоченные органы за перерасчетом, тем более, что первые успехи в этом деле уже есть.

Ключевые цифры, которые достойны упоминания:

  1. Первые подобные обращения начались в августе 2016 года.
  2. С этого момента общая сумма, которая была возмещена пензенцам, приравнивается к 25 млрд рублей.
  3. В корректировке участвовало 242 МКД. Если посчитать каждую отдельную квартиру, то на каждое жилье приходилось по 3,5 тысячи рублей компенсации.

При этом, если УК допустит нарушение при расчете суммы, и это будет доказано, то текущие платежки будут иметь суммы без коэффициента инфляции. Если счета за коммуналку являются слишком высокими, а потребитель точно знает, что сумма необоснованно завышена, то они могут обратиться в  Госжилстройтехинспекцию. Шанс получения компенсации достаточно велик.

Источник: rg.ru.