Единая система сбора: проблемы с ее внедрением

Минкомсвязи, вместе с Минстроем, внесли предложение о разработке единой системы сбора платежей за ЖКУ, но энергетики не приняли позитивно эту идею. Система предполагает равномерное распределение средств по всем поставщикам, а это может снизить уровень поступлений в целом, по крайней мере, так считают специалисты. Единый платеж может ударить по собираемости платежей за свет, объем который является довольно высоким.

Суть единой системы

Единая система сбора далеко не всеми сторонами была воспринята с положительной стороны. В частности, представители Минстроя и Минкомсвязи выдвинули свои предложения на этот счет. Предложения затрагивают сбор средств в единый пул с последующим распределением по поставщикам в равной степени. Некоторые специалисты уже успели назвать эту систему единым котлом. Больше всего опасаются внедрения единого котла именно энергетики, у которых процент сборов по платежам давно является стабильно высоким. Опасение выражается в том, что у них могут снизиться платежи, так как средства будут направлены другим поставщикам для выравнивания ситуации.

Уже давно у правительства есть планы по переходу на прямые расчеты за КУ, но у нее наблюдаются проблемы с согласованием этого действия. Все ведомства должны проработать новую концепцию расчетов, срок проработки продлен до 5 июня. Но отталкиваться все равно потребуется от уже сформированной структуры. Платежи должны поступать в управляющую компанию, а уже она будет заниматься распределением между РСО. Мы рекомендуем использовать современную систему ЖКХ «Всеведа», которая помогает корректно вести расчеты ЖКУ, выгружать данные в ГИС ЖКХ, что поможет сэкономить финансовые и трудовые ресурсы для ТСЖ, УК и РСО.

Все расчеты будут выполняться по единому документу, сам платеж будет расщепляться. Но подробностей этого расщепления, как и уточнения особенностей всего процесса, пока еще нет. Специалисты говорят, что введение так называемого единого котла поломает всю систему,  в частности, сильно пострадает энергетика. Если сравнивать со сферой ЖКХ, то платежная дисциплина в энергетике может являться примером. Разница в объеме поступающих платежей составляет примерно 20%, а если ввести единый котел, то потери в энергетике будут составлять сотни миллиардов рублей.

За воду люди платят с неохотой, что подтверждают официальные цифры, и взамен того, чтобы как-то решать эту проблему, МинЖКХ решило, что лучше взять недостающие деньги у тех, кто не имеет проблем со сборами. С этим категорически не согласны представители энергетической сферы, так как уравнивание сборов приведет к тому, что у одних поставщиков будет денег меньше, чем это было раньше. Нельзя соединять разные сферы ЖКХ, так как уровень платежной дисциплины у всех разный. Если у человека хватает средств только на оплату одного ресурса, то, скорее всего, средства получат именно поставщики электроэнергии.

Что планируется сделать?

Какого-то сформированного предложения по этому вопросу пока еще нет. Предлагаются разные варианты изменения оплаты, например, управляющие компании не будут вмешиваться в цепочку оплаты. Раньше средства могли просто зависать на счетах указанных организаций. Одна из идей заключается в том, чтобы распределение средств затрагивало напрямую поставщиков. Это поможет улучшить платежную дисциплину.

Несмотря на то, что пока еще ничего конкретного по этой проблеме не решили, одно важное нововведение, скорее всего, будет принято. Представители бизнеса настояли на том, что если квитанции в ГИС не загружены, то потребителю все равно будет платить. По крайней мере, эта норма не наступит в январе 2018 года. Решать этот вопрос будет межведомственная группа. При этом, Минкомсвязи отрицает то, что именно они предлагали идею единого котла. Система ГИС ЖКХ будет работать по таким правилам, которые задает законодательство о банках и ЖКХ. Идти против этих правил никто не будет.

Многие представители бизнеса критикуют указанную норму, ссылаясь на то, что привести к образованию крупного долга может ошибка со стороны IT-специалиста. Нельзя делать так, чтобы из-за плохо работающего, и даже откровенно сырого продукта, собираемость платежей резко снизилась. Сейчас ситуация с взаимодействием с ГИС ЖКХ такая:

  1. Примерно половина компаний «Интер РАО» успешно пользуются системой и уже успели разместить там нужные данные.
  2. Другая половина даже не начинала это делать. Вопросы нужно задавать уже менеджменту этих компаний.
  3. Для упрощения взаимодействия с системой предлагается ввести смежную систему Независимый регистратор. Она уже два года успешно применяется ФАС. Суть системы в том, что она будет автоматически фиксировать работу главной системы и всех организаций, которые работают с ней.

Введение смежной системы должно уменьшить количество ошибок в системе и неоднозначного толкования спорных моментов.

Когда будет отменена норма о внесении платежек в систему?

Планируется, что она будет отменена только в октябре, а до этого она останется, тем самым, поставщики информации будут мотивированы выполнять свои обязательства. Что касается других вопросов, в частности, вопросов оплаты услуг ЖКХ через ГИС разрушает уже успешно работающие биллинговые системы. Квитанции в ГИС загружаются с ошибками, растет хаос с платежами, а поставщики электроэнергии не получают приличную долю денежных средств.

Источник: www.kommersant.ru.