Повышающие коэффициенты: целесообразность использования счетчика

Закон, на основе которого стоимость коммунальных платежей даже при отсутствии счетчика снизится, уже готовится комитетом Госдумы. Речь идет о том, чтобы отменить увеличивающие коэффициенты для таких людей, а также скорректировать формулу расчета нормативов.

Суть поправок в закон

Повышающие коэффициенты могут вскоре быть отменены, по крайней мере, соответствующие поправки в закон уже готовятся.  И если раньше люди, которые не использовали счетчик, платили за ЖКУ по завышенному коэффициенту, то теперь выдвинуто предложение о том, чтобы такой коэффициент отменить. Также предлагается пересмотреть подход к методу определения норматива, в частности, есть намерения сменить расчетный метод аналоговым.

По словам Галины Хованской, инициатива, на основе которой будут отменены повышающие коэффициенты, а также введен аналоговый метод вместо расчетного, уже пишется. Если рассматривать тот метод, который используется сейчас, то он перестал соответствовать экономическим реалиям и несколько устарел. Например, в МКД используется расчетный метод при определении норматива потребления КР. РСО использует характеристики МКД, которые есть в техническом паспорте на дом, также она может провести дополнительные измерения.

По итогу получается, что рассчитанный объем потребления все равно является приблизительным, зачастую же он и вовсе является завышенным, что заставляет потребителей платить больше, чем нужно. Специалисты полагают, что методу не хватает точности в расчетах. Другое дело, если будет использоваться аналоговый метод при подсчете норматива. В соответствии с этим методом потребуется взять за основу точной такой же по характеристикам дом, но где уже стоят счетчики. Берется объем потребления в указанном доме, а коммунальные платежи тех людей, кто не ставил счетчики, будут выполняться именно по этому объему.

Зависимость счетчиков и коммунальных платежей

Закончить с установкой счетчиков все потребители КУ должны были еще до июля 2012 года, и до 2014 года не было никаких особенных последствий для тех, кто это не сделал. Они наступили в 2014 году, когда были введены увеличивающие коэффициенты. Суть их проста: если счетчики на воду отсутствуют, то за указанные коммунальные ресурсы будет происходить оплата по формуле «норматив, умноженный на коэффициент». И если в 2015 году он был не заметен, так как он составлял 1.1, то в 2016 он составлял уже 1,5, что является существенной надбавкой.

Для примера можно разобрать варианты с использованием счетчика и без него:

  1. Например, в квартире стоят счетчики на указанные ресурсы. Норматив установлен на отметке в 2 тысячи рублей, если перевести объем в стоимость.
  2. Дальше нужно смотреть на фактическое потребление. Нормативы потребления не играют роли, если потребитель будет использовать больше или меньше КР. Оплата будет происходить по реальному объему.
  3. Если же счетчиков нет, то оплата всегда будет происходить по формуле «норматив х 1,5». То есть, сумма будет равна 3 тысячам рублей. И тут не будет иметь значения, сколько семья расходует ресурсов по факту.

Насколько эффективным является использование счетчиков?

Только треть домов стране не имеют установленных счетчиков, тогда как все остальные пользуются такими приборами. Решение об отмене повышающих коэффициентов возникло из-за того, что на практике они не имели такого эффекта, который планировался ранее. Законодатели изначально приняли неверное решение, так как они переложили ответственность на установку приборов именно на граждан, а дополнительной мотивацией для их установки стали повышающие коэффициенты.

Но на практике случилось так, что меры воздействия просто не работали, так как потребители хотели плевать на счетчики. Заниматься их установкой им было лень, а штрафные санкции приведут только к долгам, которые лягут мертвым грузом на потребителя. И это никак не повлияет на решение собственника об установке счетчика. Для государства лучше, чтобы у потребителя не было долгов, чем наличие счетчика.

Гораздо разумнее обязать РСО устанавливать счетчики. Это целесообразно в том смысле, что закупка будет происходить оптом, а, как известно, оптом всегда дешевле. Именно они будут заниматься первоначальной покупкой, установкой, и последующей проверкой счетчиков. После этого сторонние организации не смогут брать деньги за проверку, как это делают некоторые мошенники. Мы рекомендуем использовать современную систему ЖКХ «Всеведа», которая помогает ТСЖ, УК или РСО корректно вести расчеты ЖКУ и автоматизировано выгружать данные в ГИС ЖКХ. В этом случае все расчеты будут прозрачными.

Депутаты отмечают, что те нормативы, которые действуют в данный момент, являются сильно завышенными. Среднестатистическая семья просто физически не может тратить больше одного кубометра воды, а если отталкиваться от норматива, то получается, что один человек тратит несколько кубометров воды.

Также есть мнение о том, что нужно вынуждать людей устанавливать счетчики. Это не должна быть угроза применения повышающих коэффициентов. Хотя эти коэффициенты можно оставить, но их нужно более грамотно прописать. Возложить ответственность за их установку на РСО трудно по той причине, что во многих квартирах увеличится энергосбережение, и суммы в платежках станут меньше.  Расходы будут компенсироваться за счет роста тарифов, но делать это нельзя.

Чтобы коммунальные платежи были уменьшены, нужно, чтобы дома были и счетчики на воду, и счетчики на электричество были установлены. В таком случае нормативы потребления не будут играть роли, как не будут играть роли и повышающие коэффициенты, так как потребители будут платить только по фактическому объему потребления.

Источник: iz.ru.