Содержание жилого помещения: как устанавливается размер платы?

Формирование размера платы за жилое помещение лежит на УК, но она может руководствоваться только тем, что установил местный орган самоуправления или же отталкиваться от решения жильцов дома. Есть особенные моменты в расчете, на которые очень важно обратить внимание, в частности, руководителю УК может быть не совсем понятно, нужно ли считать стоимость работ за содержание ОИ. Также нужно думать и о последствиях, которые наступят, если УК не рассчитала эту плату.

Что говорит законодательство на этот счет?

Содержание жилого помещения, а точнее, формирование платы за него теперь может происходить при непосредственном участии жильцом дома. Теперь УК и жильцы дома, находящегося в подчинении, тесно связаны, и эта связь прописана в законодательстве. В частности, в управление и содержание жилого фонда теперь вовлечены и собственники помещений, что несколько ограничивает возможности недобросовестных УК.

Все ключевые условия содержания ОИ, включая перечень работ и услуг, стоимость работ, условия оказания, размер финансирования и прочие ключевые вопросы должны решаться только на ОСС. УК же могут внести свои предложения по указанным вопросам, например, по перечню работ. УК должны проанализировать техническое состояние, в котором находиться жилищный фонд и ОИ, конструктивные особенности, его состав и прочие важные факторы, после чего внести свои предложения на обсуждение.

При этом управляющие организации имеют в этом вопросе некий приоритет, то есть, их предложение будет считаться первичным. Сначала предложение вносится от УК, а уже потом проводится УК, где рассматриваются внесенные предложения. Но при этом существует обязательный минимальный перечень работ, которые должны проводиться в МКД для нормального поддержания ОИ. Он должен присутствовать в договоре управления. Что касается размера платы за содержание ОИ, то он должен соответствовать перечню работ с учетом специфики дома.

Последствия за отсутствие проставленной стоимости работ

Некоторые УК могут выйти на собственников помещения с предложением о том, чтобы плата за жилое помещение соответствовала тому, что есть в доме с аналогичными характеристиками, также компания может предложить использовать средний размер платы в муниципальном образовании. В этом случае у УК не будет стоимость по отдельным видам работ. Если расчет стоимость работ не будет подробным, то УК не смогут отчитаться перед жильцам дома на предмет того, правильно ли назначена цена за работы и соответствуют ли работы этой стоимости.

Это значит, что в случае предоставления некачественной услуги произвести перерасчет за нее не получится, так как исходных данных у УК не будет. Например, случилась такая ситуация, что КУ или другие работы предоставлялась некачественно. ГЖИ в этом случае может принять жалобу от гражданина, УК в свою очередь предоставит перечень работ с указанием периодичности и годового объема. Конкретных данных об отдельных работах там не будет, поэтому перерасчет сделать было нельзя. Условиями для выполнения перерасчета является определение стоимость каждой отдельной услуги, и без этого пропорционально уменьшить стоимость невозможно.

Это нарушает законодательство, поэтому ГЖИ может выдать предписание, чтобы нарушения были устранены. Чтобы управление многоквартирным домом происходило нормально, а УК взаимодействовала с домом через «Всеведа», где можно и управлять МКД, а также автоматизировано выгрузить данные в ГИС ЖКХ, необходимо выполнить расчет по каждой работе отдельно.

Особенные моменты при расчете

Так как у УК может быть много домов, ей очень не хочется индивидуально подходить к вопросу формирования стоимости работ индивидуально, но законодательство требует делать именно так. Все нужные сведения находятся в технической документации на дом, и чем подробнее будут эти сведения, тем лучше будет для самой УК. Нужно учитывать, что современные дома, по своим техническим характеристикам, сильно отличаются от старых домов, поэтому сопоставлять их нельзя.

Трудности во время этого процесса могут затрагивать недостаток ключевой информации об изменениях в доме. Есть несколько документов, которые УК полезно изучить, эти приказы Госстроя N 139 и 191. Уместно детализировать стоимость работы по их единице, хотя может использовать и весь объем.  Так же будет полезно учитывать косвенные и прямые затраты отдельно, определить возможную прибыль. Косвенными являются затраты на:

  1. Подготовку технической документации.
  2. Работу юристов и экономистов.
  3. Работу технических специалистов и специалистов по работе с населением.

Также нельзя обходить стороной и особенности используемой системы налогообложения. Если УК использует так называемую упрощенку, то учитывать потребуется НДС, которые предъявляются поставщиками.

В интересах УК подходить индивидуально к тому, как должно происходить управление многоквартирным домом, в частности, формировать расчет стоимости работ. Если сведения не будут детализированы, то УК грозят проблемы с ГЖИ.  Брать средние значения по муниципальному образованию или же использовать дома с аналогичными характеристиками не рекомендуется.