Круглая печать: все ли организации должны иметь ее?

Если рассматривать юридические лица, которые создавались в форме ООО, то вплоть до апреля 2015 года обязанностью таких лиц было наличие круглой печати. Но теперь все изменилось, и владение круглой печатью стало только правом, а не обязанностью.

Из-за чего отменили круглую печать?

Круглая печать была упразднена ровно тогда, когда Кабинет Министров РФ принял решение о необязательности ее наличия у ООО и АО – все дело в том, что печать просто устарела. Благодаря высоким технологиям, идентифицировать документы можно другими способами, которые подделать невозможно, в отличие от той же печати. Таким образом, проблема подделывания документов, где требовалась круглая печать, будет решена.

Наличие круглой печати является в своем роде отвлекающим фактором. Государственные органы или контрагенты, которые работали с подобными документами, внимательно изучали только саму печать юридического лица, тогда как на подпись руководителя зачастую никто внимание не обращал, соответственно, документы подделывались без проблем. Учитывая переход на документооборот в электроном виде, имеет смысл заменить печати на электронную подпись. Если же с условной УО, взаимодействующей с «Всеведа», необходимо заключить договор, то это можно сделать на специальном бланке с голографической печатью.

Что касается электронной цифровой подписи, то ее наличие также необходимо для уже упомянутых УО — с ее помощью происходит доступ к системе ГИС ЖКХ. Все без исключения действия в этой системе выполняются после ввода ключа ЭЦП. При этом, никто не обязывает полностью отказываться от круглой печати, так как при ведении бумажного документооборота они могут пригодиться. Юр. лицо вправе самостоятельно принимать решение о том, использовать ли круглую печать или полностью отказаться от нее в пользу современных средств идентификации.

Круглая печать: все ли организации должны иметь ее?

Что принесет за собой отмена круглой печати?

Несмотря на то, что наличие у юр.лица круглой печати, где будет присутствовать информация о наименовании организации, стало правом, а не обязательным требованием, в законодательстве прописаны случаи, когда наличие печати может быть необходимо для работы с документами. Если охарактеризовать вкратце нормы законодательства, которые затрагивают этот вопрос, то речь идет о том, что:

  1. Общество может иметь фирменные бланки, штампы, а также печати, но сведения о печати должны прописываться в уставе.
  2. При обращении в орган, который занимается вопросами гос.регистрации прав, можно предоставлять документы с печатью юр.лица, если речь идет о лице, выступающем от его имени.
  3. Что касается учредительных документов юр.лица (с круглой печатью), то их не нужно предоставлять в орган гос.регистрации, если раньше указанные документы уже предоставлялись.
  4. Обязанность общества использовать печать может прописываться в ФЗ.
  5. При проведении приватизации муниципального или гос. имущества, необходимо предоставлять информацию о доле субъекта в уставном капитале юр.лица. Имеется ввиду выписка из реестра владельцев акций, заверенная печатью, если она имеется.

О чем говорит разъяснительное письмо?

Наличие печати остается на усмотрение самого юр.лица, особенно если ведется электронный документооборот. Из-за этого может происходить путаница, так как текущее законодательство не дает четкий ответ на вопрос, нужна ли еще круглая печать. Именно из этих соображений было опубликовано письмо от Минфина РФ. Там доступно разъясняется, какие именно поправки внесены в соответствующие пункты законодательства, в частности, теперь деятельность юр.лиц, по части оформления печатей, регулируется внесенными изменениями.

Теперь юр.лица, которые имеют форму АО или ООО, могут оформлять для себя круглую печать, но одновременно с этим электронная цифровая подпись также может использоваться. Это означает, что налоговые и другие органы не будут вправе отказать в принятии документов, если там будет отсутствовать круглая печать.