Общественный жилищный контроль: что изменит новое постановление?

Управляющие организации, которые занимаются коммунальными и другими вопросами, связанными с многоквартирными домами, раньше контролировались или органами ГЖН или исключительно собственниками помещений. Теперь же ситуация несколько изменилась, ввиду выхода постановления Правительства, которое затрагивает общественный контроль управляющих организаций.

Кто будет контролировать ТСЖ, и как это будет выглядеть?

Общественный жилищный контроль много раз упоминается в этом документе, но об управляющих организациях там нет ни слова, более того, ни одного упоминания там нет о всевозможных вариациях таких организаций, например, о кооперативах или о ТСЖ. Более подробно раскрываются сами цели такого контроля, то есть, он направлен на улучшение деятельности различных ведомств, таких как органов власти, органов самоуправления, а также иных организаций — как раз под определение иной организации могут попадать и кооперативы и ТСЖ и прочие управляющие организации.

Для повышения прозрачности их функционирования, чтобы работа их стала более открытой, и будут применяться различные методы общественными контроллерами. Что касается конкретного списка тех лиц, кто будет вправе проводить такие проверки, то это общественные палаты РФ и советов РФ, большое количество официальных учреждений и структур, но так же в списке присутствуют общественные объединения, некоммерческие организации. По большому счету, абсолютно любое лицо вправе стать таким проверяющим. Постановление и издавалось с тем расчетом, что в проверках будут принимать участие обычные граждане, тем самым, результат будет более честным и объективным.

Общественный жилищный контроль: что изменит новое постановление?

Как будет выполняться контроль?

Постановление имеет свои слабые стороны, ввиду неопределенности некоторых важных терминов. Это и отсутствие четкого определения, что такое ТСЖ или кооператив, и отсутствие четкого порядка действий при осуществлении контроля работы УО. В документе лишь указаны обобщенные принципы проведения такой проверки, без уточняющих положений. Для начала следует принять соответствующее решение о проведении такой проверки, после чего определить несколько важных сведений. Определяется предмет контроля, то есть, конкретная управляющая организация.

Проверять ее можно по разным причинам, например, если есть недоверие данным, которые отправляются для последующего формирования платежных квитанций — на самом деле, причина может быть любой. В документе о решении должна присутствовать информация об организаторе, о сроке проведения такой проверки, о ее формате. Должна в подробностях описываться сама процедура и определение итоговых результатов. Бывают две формы подобных проверок: это общественные проверки или публичные слушания.

Принятое решение в обязательном порядке размещается в интернете, а с июля 2017 года его потребуется разместить и на портале в ГИС ЖКХ. Абсолютно каждый гражданин, который желает понять, насколько честно работает управляющая компания, должен не позже 10 дней со дня размещения такого документа подавать запрос на включение его в эксперты или контроллеры. Принимает решение о включении только субъект контроля, причем, на это у него есть ровно 5 дней. Как только общественный контроль будет проведен, то в интернете потребуется опубликовать и итоговые результаты проделанной работы, а в июле 2017 еще и в ГИС ЖКХ. В случае особой необходимости можно подавать обращение в прокуратуру за дополнительной проверкой.

Чтобы производить начисления правильно в соответствии с новыми правилами и своевременно публиковать данные в ГИС ЖКХ, необходимо пользоваться современными комплексами, такими как система «Всеведа» («Всеведа»).

Изданное постановление только частично описывает контроль в сфере ЖКХ, так как многие моменты до сих пор остаются непонятными, и как этот процесс будет выглядеть на практике, остается большим вопросом. Строго установленного состава проверяемых организаций нет, как нет и списка проверяющих лиц. Круга полномочий тоже нет, соответственно, непонятно, какими правами обладают такие проверяющие.

Остается вопросом и то, что будет в том случае, если проверяемые органы не подготовят ответ в случае выдвижения вполне обоснованных претензий. Нет никаких поясняющих положений, благодаря которым будет понятно, что именно случиться, если ответ не удовлетворит субъектов контроля. Пока еще общественный жилищный контроль является несколько недоработанным и сырым проектом, поэтому на данном этапе он может стать инструментом для недобросовестных конкурентов и для реализации мошеннических схем. Это значит, что в скором времени стоит ожидать более подробные разъяснения со стороны Минстроя РФ и доработки этого постановления, но однозначно можно говорить, что проект является перспективным.