Оплата энергоресурсов: внедрение мер по обеспечению обязательств по оплате

Новое постановление правительства, которое было выпущено 4 февраля 2017 года, направлено на то, чтобы количество долгов по оплате энергоресурсов уменьшилось. Платежная дисциплина потребителей услуг ЖКХ сильно хромает, а ее укреплении одинаково заинтересованы как потребители, так и управляющие организации вместе с РСО. Постановление N 139 содержит правила, которым нужно следовать, чтобы должники все же рассчитались со своими долгами. Также там указываются последствия, которые наступят в случае отказа платить за использованные энергоресурсы.

Меры, которые побуждают должника платить за услуги ЖКХ

Оплата энергоресурсов, а также доступ к  ресурсам, и правила поставки претерпели некоторых изменений, хотя базовые понятия остались неизменными. Как и прежде, во всех без исключения отраслях ЖКХ есть организации-поставщики коммунальных ресурсов, а есть те, кто эти ресурсы использует. Потребители могут быть разными, то есть всегда будут те, кто платит за потребленные ресурсы своевременно и полностью, а также те, что по каким-либо причинам или погашают долги частично или вовсе игнорируют свои обязательства.

В новом постановление как раз и сказано, что нужно делать со второй категорией потребителей. Не имеет принципиального значения, какой тип ресурсов потребляется — электричество, тепло или газ, так как в интересах поставщиков обязать потребителей предоставить обеспечение своих обязательств по оплате услуг ЖКХ. Под обязательствами подразумевается банковская гарантия, благодаря которой оплата коммунальных услуг должна  выполняться точно в срок.

Оплата энергоресурсов: внедрение мер по обеспечению обязательств по оплате

Что нужно понимать под обеспечением исполнения обязательств по оплате энергоресурсов

Указанное обеспечение исполнения обязательств предоставляется поставщику газа, но только в том случае, если сумма долга приравнивается к двойному размеру усредненной величины обязательств в месяц. Подтвердить наличие долга может или сам потребитель услуг или соответствующее судебное решение. Для подтверждения долга со стороны потребителя требуется документ, например, акт сверки взаимных расчетов или соглашение между поставщиком и потребителем.

Для определения среднемесячной величины обязательств требуется поделить накопившуюся сумму газа на количество месяцев, за которые и были начислены долги. Покупатель может узнать о необходимости предоставления обязательств только после получения соответствующего уведомления от поставщика услуг, причем в документе обязательно должна присутствовать дата получения уведомления и дата отправки этого документа. Как только обнаружится задолженность, например, за теплоснабжение, то отправить уведомительный документ потребуется не позднее, чем через шест месяцев. В документе должно быть отражено следующее:

  1. Точный расчет суммы долга, а также среднемесячную величину обязательств за использованные коммунальные услуги.
  2. Точный размер обеспечения исполнения обязательств.
  3. Срок действия документа, обычно это не более шести месяцев, и срок выполнения обязательств (60 дней после получения документа).

Важное правило — величина обеспечения не может быть больше, чем установленная сумма штрафа за просроченные платежи.

Обеспечением исполнения обязательств потребителя является банковская гарантия, что подразумевает возложение ответственности за оплату долга на банк. Если пользователь не сделает это самостоятельно, то банк позаботиться об уплате нужной суммы. В случае, если потребители газа не желают сотрудничать с банков, то они могут получить гарантию от муниципальных или государственных организаций. Банковская гарантия не требуется, если до истечения 60 дней после получения уведомления долг будет оплачен.

Опасность попадания в черный список

Потребителю достаточно только один раз не заплатить вовремя за коммунальные услуги, и он сразу попадает в черный список. Поставщики коммунальных ресурсов без проблем заносят нерадивых плательщиков, и очень неохотно удаляют людей из него. Раз в месяц, не позднее пятого числа, поставщик отправляет должностному лицу полный список таких людей, где содержится информация о должнике, код причины постановки на учет и дату получения уведомительного документа. После оплаты долга у должника появляться шанс на «удаление» его имени из черного списка – решение вносится на следующий месяц после оплаты. Остается только ждать, что решит высшее должностное лицо.

Иногда даже черный список не помогает, и тогда поставщик вправе обратиться в орган исполнительной власти, для чего потребуется предоставить заявление, информацию о должнике-покупателе, договор с ним, соответствующее судебное решение, копии счетов, уведомление об обязанности предоставления обеспечения. Обязательно потребуется предоставить документальное подтверждение, что должник получил уведомление. В такой ситуации долг будет трактоваться как административное правонарушение.

Чтобы не попасть в черный список, а также чтобы не приходилось обеспечивать исполнение обязательств, требуется лишь, чтобы оплата энергоресурсов вносилась своевременно. Задержки в оплате, как и неполная оплата коммунальных услуг, может привести и к судебным разбирательствам. Чтобы своевременно все оплачивать и контролировать поступление средств достаточно пользоваться личными кабинетами Единой системы расчетов ЖКУ — «Всеведа». Подробнее о системе: uk.vseveda.org.