Реклама на квитанциях ЖКХ и точка зрения суда относительно нее

В настоящее время рекламные материалы присутствуют везде, в том числе на платежных документах ЖКХ. Организации по установке теплого пола, операциям с недвижимостью, микрофинансированию, продаже мебели, текстиля, или даже услуг салона красоты. Законность размещения данного материала и вызывает сомнения.

Форма платежного документа выносилась на обсуждение 14 февраля этого года первым апелляционным судом. По результату заседания было вынесено решение о запрете публикации рекламы на квитанциях ЖКХ. Данный результат пока не опубликован на сайте суда, но  вывод  Арбитражного суда Нижегородской области в текстовом виде уже доступно (именно эта инстанция ранее уже выносила вопрос о размещении рекламной информации на квитанциях, первый апелляционный суд лишь согласился с его решением).

ФАС Нижегородской области уже утвердила предписывающие документы  двум компаниям, которые позволяли размещать рекламу на квитанциях ЖКХ.

Эти организации были недовольны главным образом по двум причинам:

  1. ФАС не уполномочена предписания данного типа.
  2. Внешний вид платежного документа законодательно не утвержден, а значит, нарушением рекламу назвать нельзя.

Обе претензии суд отклонил, так как нарушение все же имеет место. А именно, ч.11 ст.5 Закона о рекламе, который гласит, что требования законодательства РФ необходимо соблюдать при создании, публикации и распространении рекламной информации.

Стоит заметить, что ФАС имеет полномочия возбуждать дела такого рода в нескольких случаях:

  • по постановлению прокурора;
  • по решению органов власти;
  • по обращению юридических или физических лиц;
  • либо же по собственной инициативе.

Исходя из всего вышесказанного, первый апелляционный суд постановил, что ФАС по Нижегородской области имел право вынести предписания этим двум компаниям по ликвидации незаконной рекламы на квитанциях.

Реклама на квитанциях ЖКХ и точка зрения суда относительно нее

Установленная форма платежного документа.

Вторая причина недовольства вышеупомянутых компаний — не утвержденная форма квитанций ЖКХ. Первый апелляционный суд указал, что форма платежного документа все же законодательно установлена. Она определяется приказом Минстроя РФ от 29.12.14 №924/пр., и о разрешении рекламы на квитанциях ЖКХ в нем не указано.

Кроме того, более полную информацию о том, какие данные необходимо и позволено размещать в платежных документах, можно найти в п.69 Правил предоставления коммунальных услуг владельцам и арендаторам помещений в МКД и жилых домах. Данное правило было законодательно закреплено решением правительства РФ от 06.05.11 №354.

Что размещается на платежном документе:

  • cведения о почтовом адресе здания, а так же о его собственнике или арендодателе;
  • название исполнителя, а так же все данные о нем (номер счета в банке и платежные реквизиты, адрес его местопребывания, адреса сайта и электронной почты, номера телефонов и факсов);
  • на месяц, подлежащий оплате в данный момент, необходимо указать наименование каждого вида услуги, предоставляемой коммунальной службой (содержание и ремонт помещения, водоснабжение, водоотведение и так далее), а так же величину тарифной ставки и единицы измерения;
  • измеренный объем каждой коммунальной услуги за данный расчетный период, а так же рассчитанную сумму платежа по каждому из них;
  • измеренный объем всех видов коммунальных услуг, которые были предоставлены в данный расчетный период на общедомовые нужды в пересчете на конкретного собственника помещения, а так же величину оплаты за каждый из этих типов коммунальных услуг;
  • общий объем всех видов коммунальных услуг, которые были предоставлены в  расчетный период на общедомовые нужды, показания счетчиков ОДПУ, суммарное количество каждого отдельно взятого вида КУ, а так же объем любого коммунального ресурса за данный период расчета услуг;
  • величина перерасчета оплаты коммунальных услуг, а так же причина возникновения необходимости такого перерасчета;
  • величина задолженности собственника помещения за предшествующие данному расчетные периоды;
  • льготы и субсидии в виде скидок на коммунальные услуги, которые предоставляются конкретному пользователю;
  • сведения о предоставленной отсрочке или рассрочке на внесение очередного платежа за коммунальные услуги;
  • а так же другие данные, которые зафиксированы в установленных правилах, нормативных актах о пользовании электроэнергией и договоре, регулирующем предоставление коммунальных услуг.

В заключение стоит отметить, что в вышеупомянутом п.69 о публикации рекламы в квитанциях ЖКХ не упомянуто. А значит, она может быть в форме платежного документа только, если данное условие прописано в договоре между управляющей компанией и потребителем. Для того, чтобы быть уверенным, что вид квитанции полностью соответствует всем требованиям, ведите расчеты ЖКУ через Единую систему расчета ЖКУ — «Всеведа». Подробнее о системе: uk.vseveda.org.