Новые правила расчёта ОДН в 2017-м году

26 декабря 2016 г. было утверждено Постановление Правительства № 1498, которое внесло кардинальные изменения в основные законы: ЖК РФ, ПП РФ 491 и ПП РФ 354 — в части, касающейся расчётов. Детальное описание изменений представлено в Письме Минстроя РФ от 30.12.2016 № 45099-АЧ/04. Мы же дадим вам ответы на основные вопросы.

Перевод в категорию жилищных услуг

Теперь коммунальных услуг на общедомовые нужды больше нет. Вместо них вводятся понятие «потребление коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме». По сути в названии ничего не изменилось, однако данные услуги переходят из категории коммунальных в категорию жилищных, а потому правила их начисления регулируются уже не постановлением Правительства РФ 354, а постановлением Правительства РФ 491

К кому это применимо?

В соответствии с пунктом 4 правил предоставленния коммунальных услуг (Постановление 354), потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения при условии наличия в доме соответствующих внутридомовых инженерных систем. Соответственно, если в многоквартирном доме потребителям предоставляются обычные коммунальные услуги, то такие потребители оплачивают расходы на потребление коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества (т.е. ОДН).

Исключением являются только дома, в которых в качестве управления выбрано непосредственное управление, либо способ управления не выбран или не реализован. Для них данные коммунальные ресурсы на содержание общего имущества включаются в плату за коммунальные услуги.

Как правильно рассчитать начисления?

Частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ установлено, что размер начислений на данные услуги определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Однако таких нормативов пока ещё не существует, так как услуги новые — они в сооветствии с законом должны быть приняты региональным властями не позднее 1 июня 2017 года.

Поэтому частью 10 статьи 12 Федерального закона № 176-ФЗ определено, что при первоначальном включении этих услуг в состав «Содержания» используются нормативы коммунальных услуг на общедомовые нужды (старый ОДН), действующие на 1 ноября 2016 года.

Таким образом, с 1 явнваря считаем по старым нормативам ОДН, а после того, как региональные власти примут новые нормативы, то начинаем считать по новым нормативам.

Формула расчёта стоимости каждого коммунального ресурса на цели содержания общего имущества в расчёте на 1 кв. метр площади квартиры выглядит следующим образом:

(тариф за единицу коммунального ресурса) * (площадь всех мест общего пользования) / (суммарная площадь всех жилых и нежилых помещений дома)

Аналитики системы «Всеведа» сообщили, что у большинства расчетных программ возникли сложности с верным расчетом и отображением новых начислений на квитанции, что привело к ошибкам в начислениях у многих УК и ТСЖ и задержках в выдачи квитанций населению. Поэтому мы рекомендуем использовать современные облачные системы такие как комплекс «Всеведа», которые автоматически производят расчет ОДН согласно требованиям ПП РФ 1498 и контролируют превышение норматива. Подробнее о системе: uk.vseveda.org.

Как правильно отразить в квитанции?

В соответствии со статьёй 29 Постановления Правительства 491

Размер платы за содержание жилого помещения в части оплаты коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отражается в платежном документе отдельной строкой по каждому виду ресурсов.

Таким образом, появляющиеся в ряде СМИ сообщения об исчезновении строк ОДН из квитанции являются не совсем корректными, потому что строки ОДН пропадают, но вместо них появляются строки «холодная вода на содержание общего имущества», «электричество на содержание общего имущества» и т.д. Т.е. по сути просто строки в квитанции поменяли название.

Нужно ли решение общего собрания собственников МКД?

В сооветствии с пунктом 10 статьи 12 Федерального закона 176-ФЗ при первоначальном включении потребления коммунальных ресурсов на содержание общего имущества дома решение общего собрания собственников не требуется. Таким образом, управляющая организация может самостоятельно включить данные строки в квитанцию, но в объёме, не превышающем норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды по состоянию на 1 ноября 2016 года.

Однако, в случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, то общее собрание собственников имеет право принять решение об оплате коммунальных ресурсов на содержание общего имущества сверх норматива.

Вопросы, связанные с применением предельного коэффициента

Так как потребление коммунальных ресурсов на содержание общего имущества является не коммунальной, а жилищной, то данная услуга более не участвует в расчёте предельного индекса.

Что если управляющая компания/ТСЖ не предоставляет коммунальные услуги?

Если управляющая организация (ТСЖ/ЖСК/ТСН, управляющая компания) не является исполнителем по коммунальным услугам, т.е. у жителей прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями, то управляющая организация обязана заключить с ресурсоснабжающей организацией договор на покупку коммунальных ресурсов для содержания общего имущества.

Таким образом, управляющая организация должна будет в любом случае начислять жильцам данные услуги и расплачиваться по ним с ресурсоснабжающей организацией.

Как рассчитываться с поставщиками услуг?

Объём коммунальных услуг на содержание дома, которое управляющая организаци должна оплатить ресурсоснабжающей организации, определяется как и раньше исходя из разности между расходом, показанным общедомовым счётчиков, и суммарным расходом потреблением квартир в доме (по индивидуальным счётчикам, среднему и нормативу). При этом, если указанный объём получается больше норматива, то сверхнормативный расход является убытком управляющей организации. Таким образом, правительство планирует стимулировать управляющие организации пристальнее следить за содержанием общего имущества дома, в том числе не допускать протечек труб, незаконных подключений к сетям и т.д.

Тариф, по которому управляющая организация должна оплачивать ресурсоснабжающей организации коммунальные ресурсы на содержание дома, рассчитывается как тариф «для населения» не зависимо от наличия в многоквартирном доме нежилых помещений, используемых для коммерческих нужд.